МБОУ «Новосельская СОШ»
с.Новоселье
  • Билет в будущее

    Документы не выбраны

    Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе?

    Курс «Россия – мои горизонты» запустило Минпросвещения России в сентябре 2023 года во всех школах страны.

    7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем, о нем думают учителя и подростки.

    Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали методические материалы для проведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.  

    Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области: 

    Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах.

    Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила Графова   выделила несколько положительных моментов внедрения курса: 

    Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения этого профориентационного курса является наличие готовых методических материалов на платформе «Билет в будущее».

    Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва: 

    Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня, как педагога.

    Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского края: 

    С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» – содержателен и познавателен своими материалами.

    Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для школьников:  

    С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно строить уроки.

    ​​Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами: 

    Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии.

    Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий: 

    Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.

    Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:

    Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области: 

    На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.

    Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного: 

    Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.

    Артем Горбунов, ученик 9 «В»  класса школы № 8 г. Старая Русса: 

    В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий.

    Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска: 

    Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и в своём будущем выборе.

    Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска: 

    «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучал различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.

    Эссе «Мои горизонты» Василенко Юлия Игоревна

    «Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями». А еще лучше, когда есть человек, который найдет в тебе эти склонности. Здравствуйте, меня зовут Василенко Юлия Игоревна, я являюсь педагогом-навигатором проекта «Билет в будущее».

             Мы живем в уникальное время, которое требует уникальных людей и уникальных навыков. Образование – это фундамент здоровья любого государства, любого народа, это вклад в будущее наших детей, в наше стабильное и надежное развитие – память о нас, как об ответственных гражданах своего времени. Уже сейчас необходимо думать о профессиях следующего дня. Учитель должен быть человеком, который знает будущее и готовит к нему подрастающее поколение. Как говорится, «предупрежден, значит, вооружен», а знания, компетенции и профессионализм – это три кита, на которых держатся профессии будущего. В современном мире выбор профессии – одно из важнейших решений в жизни человека. Профориентация помогает ученику самостоятельно выбрать свою профессию, сознательно и ответственно, с учетом своих возможностей, способностей и интересов, а учителя помогают сориентироваться. Сложность ситуации заключается в том, что многие профессии несут в себе определенные риски и необходимость в обладании определенными навыками и молодые люди не всегда могут качественно разобраться в ситуации без посторонней помощи: родители оказывают достаточно часто необходимую поддержку, но по-настоящему квалифицированную помощь могут предоставить, в качестве экспертов, только специально обученные учителя.

             Участие в проекте позволяет взглянуть на развитие детей как сознательных участников трудового процесса и помочь им в жизненном пути: ребята открывают в себе стороны, на которые они раньше и не обращали внимания, знакомятся с широким спектром профессий, изучают качества, необходимые профессионалу в его специальности. Очень важно затрагивать различные части профориентации: тестирование личных качеств, способностей и возможностей ученика, его интересов, результаты могут помочь в более сознательном выборе набора профессий, которые могли бы помочь ребенку решить, что ему нужно в будущем и главное, что он точно сможет реализовать. Также интересно проконсультироваться с представителями профессий и узнать из первых уст тонкие нюансы рабочего образа жизни, такая «школа» в определенной степени позволит детям и учителям взглянуть на жизнь под другим углом, понять специфику трудового образа жизни. Такие встречи удобно проводить в разных ситуациях: класс, экскурсия на рабочее место, форумы, семинары, открытые лекции. И самое главное – практика, она позволит детям прикоснуться и собственными глазами увидеть и почувствовать жизнь профессионалов, путем стажировок, волонтерства, частичной занятости, они могут попробовать и понять, что им подходит.

             Проект подает материалы в очень эффективной форме, как педагог, я получила ценные знания о ситуации на рынке труда в нашей стране, регионе, районе, о векторах развития будущих профессий, о том, как можно помочь нашим детям определиться с будущей специальностью.

             В сентябре один из моих семиклассников поделился со мной множеством профессий из разных сфер, которые он мог бы выбрать в будущем. Он никак не мог найти свое призвание. Каждый четверг, не пропуская ни одного занятия «Россия – мои горизонты», он выполнял все задания и полностью погружался в материал уроков. Через два месяца, когда тема занятия была «Россия аграрная», он настолько воодушевился материалами, новыми знаниями, что теперь хочет связать свою будущую жизнь с агросектором.

             Стране нужны квалифицированные кадры, и на учителях лежит огромная ответственность, не только за развитие стабильного и крепкого будущего страны, но и за личную судьбу ученика, который может найти свое истинное призвание. Учителя – это не просто носители знаний, это вдохновение, которое открывает детям двери к новым возможностям, каждый день с учителем – это шаг к пониманию, каждое новое понимание – это возможность преодолеть себя, найти призвание в этом мире. Мы должны создавать условия, в которых учителя и наши дети смогут формировать будущее нашей страны – востребованных, квалифицированных специалистов, которые воплощают свои идеи, мечты и строят великую страну, великое будущее.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике